Рисуем мысли (или Mind Map)
Умственные карты могут пригодиться для начала, чтобы систематизировать ДОСУГ или ОБУЧЕНИЕ вашего ребенка. И лучше сделать это вместе с ним.
Что такое умственная карта? Конспект, только не скучный и нудный текст с сокращениями, отлично знакомый нам со школы или института, а конспект «стихийный» и яркий. Нарисованный.
Теория «умственных карт» , которую создал Тони Бьюзен, базируется на другой теории радиантного или ассоциативного мышления. Бьюзен утверждает, что мышление крохи подобно взрыву звезды, излучает во все стороны мысли и ассоциации на бесконечное расстояние и в бесконечном количестве направлений.
Что же за зверь такой - умственная карта?
Умственная карта – это естественное выражение того, как работает мозг вашего ребенка. Это в буквальном смысле карта ума, в которой используются такие элементы, как:
- память
-ассоциации
-место
-эффект фон Ресторфа (лучше запоминается то, что выделяется из окружающей действительности, эффект первого опыта, эффект последнего раза)
Умственная карта подключает к работе как левое, так и правое полушария мозга.
Умственная карта позволяет открыть путь для творческих и инновационных мыслей, основанных на многогранной природе слов и действительности, поэтому дает детскому мозгу возможность выразить в ПРОСТОЙ и в то же время СЛОЖНОЙ форме свою индивидуальность.
Умственная карта позволяет максимально широко охватить и сформулировать любое явление. Как дорожная карта, карта умственная помогает
- охватить взглядом множество предметов и явлений
- позволяет наметить или выбрать маршрут, подсказать, куда вы двигаетесь
- содержит большое количество данных
- помогает решать проблемы, подсказывает новые пути для творчества
- радует глаз
- привлекает к себе глаза и мозг ребенка
«Отчего у кошки четыре ножки, отчего у мамочки на щеках две ямочки, отчего у няни волоса в сметане» - это еще поэт Саша Черный подметил. Чтобы понять природу этого явления поиграйте в ассоциативную игру в теплой компании, разбившись на группы по четыре человека. В центре листочка нарисуйте сердечко, напишите любой, а потом проведите десять линий в разных направлениях. Напишите в конце этих линий – веточек десять первых ассоциаций к слову «любовь».
Когда все листки заполнены, поищите слова, которые совпадают у всех игравших. Нашли? Теперь ищите слова, которые совпадают у 8 присутствующих, у 7, у 6 и так далее, и, наконец, не совпадают ни у кого. Результат ошеломляющий. Попробуем другое слово, более конкретное. Даже слово, имеющее, на первый взгляд, одинаковое значение, вызывает у игроков совершенно разные ассоциации.
Мозг действует радиально, «прыгая» и «летая» в бесконечном количестве направлений. Детский мозг, вбирающий в себя миллиарды единиц информации, в конце первого года получает такую мощную базу данных, которая может вполне потягаться с городской библиотекой. Но главное, любая мыслительная связь в детском мозгу разнонаправлена. Любой звук, запах, вкус, число, слово, образ становятся ядром мысли, расширяющейся во всех направлениям, как Большой Взрыв во Вселенной.
Хотите проверить? Напишите в центре листа «мама» и попросите написать десять любых ассоциаций, которые возникнут у него в связи с этими словами. Расслабьтесь, предсказать фактически невозможно.
Один мальчик на слово «папа» нашел четыре ассоциации: уехал, работа, деньги, ремень. А друг моего сынишки, как-то играя в ассоциации изрек «Что ты , Мишка, папа это очень строгое явление».
Вот какие рекомендации дает сам Бьюзен по составлению Умственной карты
Возьмите чистый лист бумаги формата А – 4, расположите его горизонтально Если есть лист ватмана, возьмите его. Нарисуйте в центре главную тему.
Рисовать можно как черными угольками, так и яркими фломастерами и красками. Тони Бьюзен советует использовать побольше цветов, хотя бы потому что карта будет выглядеть ярче.
Нарисуйте несколько толстых «ветвей» - отростков из центрального изображения, центральной картинки. Каждый отросток – это ваша основная мысль по поводу главного предмета. К примеру, если вы пишете о досуге малыша, нарисуйте отросток – «дом», и другое щупальце – «улица». Для каждого щупальца – свой цвет. Напишите около каждого отростка ключевые слова (дом, улица, дача, детский сад, студия, бассейн). Пишите печатными буквами Нарисуйте от каждого «толстого» отростка щупальце потоньше, это будут вспомогательные темы. Например, от «дома» будут отходить занятия музыкой (рисуем скрипку , пианино), компьютер, игрушки (контейнеры с машинками или куклы), развивающие игры, настольные игры с мамой или другими родственниками, творчество (лепка, аппликации, глина и т.д.)
Таким образом, у вас должен получится осминожек или дерево.
Ветвление можно продолжать, если есть желание и место на листочке. Надписи будут становиться все меньше, чтобы их различать, можно использовать разные шрифты. Иллюстрируйте темы рисунками, чтобы дать визуальную опору детскому мышлению. Так вы к тому же задействуете оба полушария.
Вы, наверное, думаете , что все это слишком сложно для детского мозга. Ничего подобного. Поскольку Умственная карта отражает внутренние процессы, происходящие в мозгу ребенка, ему намного проще понять эту карту, а не любую другую форму информации.
От себя добавлю: визуальный канал - самый мощный. Через глаза дети учатся быстрее, независимо от типа их ведущей системы. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Пословицы просто так не появляются…
Умственная карта дает малышу полную картину , которая увязывает в единое целое темы и явления, которые на ней изображены. Для ребенка она является чудесным инструментом развития памяти, творческого мышления, анализа. Готовит к школе и помогает самовыражаться. Ну и заодно рисовать
Кстати, рисование умственных карт
- Экономит от 50 до 70 % времени, потраченных на записывание.
- Приносит втрое больше удовольствия, чем простое планирование.
- Помогает концентрироваться на существенных вопросах, а не вопросах второстепенных.
- Разноцветно и многомерно «отрисованная» информация запоминается лучше мамой, ребенком и прочими нянями и родственниками.
- стимулирует способность творить. Кто начинает, тут же втягивается, и не может остановиться…
Нарисованная и раскрашенная от руки карта, кроме зрения, вовлекает мышечное чувство, что способствует лучшему запоминанию, а с точки зрения творчества - вовлекает в творческий процесс тело и может быть пусковым механизмом для творческого состояния. Кроме того, нарисованная от руки карта воспринимается более живой, ее несовершенства побуждают продолжить ее расширение.
Итак, рисуйте умственную карту вместе с ребенком, чтобы он мог наблюдать весь процесс и активно участвовать в нем. Начинать можно с простых схем – подготовки к выезду на природу, к празднику, к походу в магазин и составлению списка покупок. Представьте, как будет здорово не просто составить список игрушек, а нарисовать их, а потом еще и купить их.
Умственные карты можно использовать для подведения итогов , пересказа, краткого изложения всех тем, которые интересуют ребенка или которые он в данный момент изучает. К примеру, овощи. С трехлеткой можно нарисовать все овощи, которые он знает, разбив их «щупальцами» на круглые и овальные, на зеленые и красные, на те, что как морковка сидят в темнице (корнеплоды) и те, что зреют над землей.
Нарисуйте карту, посвященную самому ребенку. Какой он. Вместе можно придумать определения и эпитеты, цели и задачи его развития, его достижения, интересы.
Бьюзен считает, что создавать карты можно по любому поводу, на любую тему, будь это интересы, хобби, друзья, этапы роста, достижения, семья, школа, мысли, книжки и мультики.
Карты памяти – простая и удобная техника, в некоторых странах ее используют в школах, чтобы сделать предметы понятными для детей.
Читать:
Тони Бьюзен
«Умные родители – гениальный ребенок»
ООО «Попурри»
http://www.imaginationcubed.com/LaunchPage
Статьи по теме