Наш веселый звонкий мяч
Наверняка, у вас уже дома есть несколько мячей: маленькие, большие, резиновые и поролоновые, в общем, - всякие. Малыш то и дело стучит ими, а вы даже не подозреваете, насколько велики обучающие возможности этого, казалось бы, обыденного предмета. Мячик – поистине универсальный снаряд: он развивает ребенка не только физически, но и интеллектуально. Само обучение связано с руками, активностью, очень кинестетично, и, как следствие, невероятно эффективно.
Итак, первая задача – научить кроху держать мяч, как только он научится самостоятельно сидеть. Но сначала давайте разберемся, какой мяч нам понадобится. Тут действует одно очень простое правило: чем меньше малыш, тем крупнее мячик. Сначала он тренируется захватывать его руками, потом ладошками, а по мере роста, формирует и более тонкий захват пальчиками. Для меня в процессе дошкольного тестирования стало сюрпризом неумение четырехлетнего сына ловить мяч. То ли мячики у нас в доме не использовались по назначению, то ли я этот момент в обучении как-то упустила. Но, получив рекомендации по физическому развитию крохи, тут же принялась устранять недостаток. Оказалось, что существует не меньше десятка интересных игр с мячом, довольно быстро мы включили их в свою уличную и домашнюю программу.
Верни мне
Садимся напротив ребенка. Катим ему мяч и просим вернуть обратно. С возрастом задачу усложняем. Прокати так же как я, пальцами, не поднимая и не подбрасывая мяч.
Точно в цель
На расстоянии метра от ребенка располагаем цель, покажите ребенку, как сбивать предметы маленьким мячом. Бросайте мячик по очереди.
Ворота
Сделайте ворота шириной 50-60 см из двух кеглей, банок, тапочек. Воротами также может служить стул. Сядьте на корточках друг против друга, чтобы ворота были между вами. По очереди прокатывайте мяч в ворота. Держать его можно одной или двумя руками, отталкивать кистями.
Съедобное – несъедобное
Эту игру все знают еще с детского сада. Она тренирует внимание и учит ловить мяч, а параллельно пополнять словарный запас и учит классифицировать. Бросаем ребенку мяч, называя какое-нибудь слово, например, борщ. Так как блюдо съедобное, малыш должен поймать мяч. Если вы скажете «забор», то мяч ловить не надо. Задача – постепенно увеличивать расстояние между вами и малышом. Интереснее играть в компании детишек. В этом случае они становятся в круг или выстраиваются в линейку. Ведущий кидает мяч ребенку, который ловит его и, бросая обратно, отвечает.
Я знаю пять имен
Помимо развития физических навыков игра способствует обучению счета, расширяет словарный запас, учит классификации и обобщению. В этой игре нужно быстро вспомнить пять названий домашних животных, имен, цветов. Вот пример парной игры взрослого с ребенком: «Я знаю пять названий цветов. Красный (говорите вы) – раз (говорит кроха), синий – два, коричневый – три, зеленый – четыре, красный пять». Число имен, городов, цветов, букв можно постепенно увеличивать. «Я знаю 9 названий планет» и так далее.
Антонимы
Взрослый называет слово, например, «день» и кидает ребенку. Малыш ловит и кидая, называет противоположное по значению слово «ночь». Взрослый – «тень», ребенок – «свет». Даже четырехлеткам в первое время приходится подсказывать. Это нормально, постепенно «парочки» выучатся.
Синонимы
Алгоритм тот же: бросаем мяч, называем слово. Единственное отличие – вместо антонимов, будем подбирать к слову синонимы. Его задача - ответить похоже. Сначала описываем то, что хорошо знакомо ребенку: красивое платье. Отлично, какое еще слово подходит под описание наряда. Прекрасное, замечательное, изумительное платье.
Мужской род, единственное число
Игра в мяч – это веселый способ познакомиться с родами и числами русского языка. Например, взрослый кидает мяч со словом «стул», ребенок отвечает «стулья», взрослый – «дочь», ребенок – «дочери». Малышам можно облегчить задание, подсказывая «один – много». Один мяч, два мяча, три мяча, много мячей. Узнать какого рода «окно» можно тоже веселее перебрасываясь мячиком. Окно – оно, небо – оно, а вот кофе – он (и ненавязчиво сообщаем, что бывают слова иностранные, заимствованные).
Буква «Я» в «Азбуке» последняя
Перебрасываемся буквами. Вы – «А», малыш – «Б», вы «В», а он – «Д» и так далее. К русскому алфавиту с возрастом добавляем английский.
Счет до 100
Сначала считаем вместе, помогая ребенку. От одного до ста, затем осваиваем в игре обратный счет. Проще всего сделать это так. Вы говорите 100, он - 0, вы - 99, он – 1, вы – 98, он – 2. малышу так сначала проще, как только он освоится, меняемся, вы считаете в сторону 100, а он обратно. Считать с мячиком можно десятками и сотнями, детишки это любят.