Пальчик - мальчик
Сегодня уже доказано, что степень сформированности движений пальцев напрямую влияет на уровень развития речи. Речевое развитие таким образом легко можно стимулировать, и тренировки эти начинать как можно раньше. Впрочем, тренировки – звучит слишком по - спортивному: мы просто играем с малышом. Весело и с песенками.
Пальчиковые игры идеально подходят для периода бодрствования. Малыш должен быть в хорошем настроении, настроен играть. Садимся лицом к нему, берем его ладошки в свои так, чтобы ребенок мог наблюдать за тем, как вы поете. Некоторые пальчиковые игры так нравятся детишкам, что они просят (а иногда и требуют) повторения. Не ленитесь, повторяйте. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало. Если малыш все еще зажимает пальчики в кулачок, аккуратно разожмите кулачок. Погладьте каждый пальчик.
Положите свой палец в ладошку малыша, пусть попробует схватить ваш палец. Если ему удалось, выразите восхищение !
Поцелуйчики. Целуем пальчики и считаем. Один маленький пальчик, второй маленький пальчик, третий маленький пальчик, четвертый маленький пальчик и так до десяти. Если хотите – пересчитайте пальчики на ножках.
Сорока – белобока.
Среди народных игр – потешек наиболее известной является игра «Сорока». Существует несколько модификаций этой песенки. Водим по ладошке ребенка указательным пальцем и приговариваем:
Сорока, сорока,
Сорока – белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала,
Гости не бывали,
Кашки не едали.
Затем говорим указывая на каждый палец руки, начиная с большого:
Этому дала на блюдечке,
Этому на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому поскребышки.
На мизинце останавливаемся и говорим:
А этому нет ничего.
А ты мал-маленек:
За водицей не ходил,
Дров не носил,
Кашки не вварил.
Еще один вариант «Сороки»
Сорока, сорока,
Сорока – белобока,
Кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Ты дров не рубил,
Ты воду не носил.
Вот он ходит,
Воду носит,
Дрова рубит,
Баньку топит.
Знай вперед:
Здесь водица холодная, (щекочем ладошку)
Здесь тепленькая, (щекочем запястье)
Здесь горячий кипяток, (щекочек локоток)
А здесь щекоток, щекоток. (под мышкой)
Считают пальчики и русские и англичане, и немцы и итальянцы. Считаем и мы, благо: веселых считалочек у нас полно. Загибаем и разгибаем в кулачки пальцы обеих рук ребенка, начиная с большого пальца и с мизинца. При этом приговариваем:
Идут четыре брата
Навстречу старшему.
- Здравствуй, большак!- говорят.
- Здорово, Васька – указка,
Мишка – середка,
Гришка – сиротка
Да крошка Тимошка.
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я.
Перебираем пальцы, начиная с большого.
Большаку дрова рубить,
А тебе печь натопить,
А тебе щи наварить.
А малышки песни петь,
Песни петь, да плясать,
Родных братьев потешать.
Если малышу трудно загибать пальчики самостоятельно, нужно помочь ему это сделать.
- Пальчик – мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Опять посчитаем пальчики:
Раз, два, три, четыре!
Жили мышки на квартире,
Чай пили, чашки били,
По три денежки платили!
У белого котенка мягкие лапки (поглаживаем ручки),
Но на каждой лапке коготки – царапки! (каждый пальчик массируем)
Курочка кудахчет,
Дочку носом тычет:
(При этом надо тыкать пальчиком одной руки малыша в ладошку другой)
А куда – куда – куда!
А подай ее сюда.
Годовалому крохе, наверняка, понравится «Мышка».
Показывает кулачок, сжимаем кулачок ребенка, другая рука остается открытой. Дальше приговариваем: «Вот кулак, а вот – ладошка, на ладошку села кошка (рука щепоткой). И пошла, пошла, пошла (кошка идет и ладошки по руке ребенка к локотку), мышку там она нашла (под мышкой щекочем).
Вот кулак,
А вот ладошка.
На ладошку села кошка,
И пошла, пошла, пошла,
Мышку там она нашла.
«Жили у бабуси» наверняка знаете? Эту игру легко превратить в ладушки. Достаточно придумать движения на заданный ритм.
Жили у бабуси два веселых гуся (хлопаем в ладоши)
Один серый (вытягиваем одну руку вперед),
Другой - белый (вытягиваем другую руку вперед).
Два веселых гуся.
Ладушки
Очень важно играть в игры на повтор движений и понимание.
Прилетели гули, гули – голубочки.
(положим ручки малыша на его голову)
Сели на головку, на головку детке.
(Помахать ручкой ребенка, как бы отгоняя голубей)
Ты моя детка, помаши ладошкой.
Кыш, гули, кыш!
В ладушках хлопаем руками ребенка.
Ой, ладушки, ладушки,
Испечем оладушки!
На окно поставим,
Остывать заставим.
А остынут – поедим
И воробушкам дадим.
Ладушки – ладошки,
Звонкие хлопошки,
В ладушки играем,
Деток развлекаем.
- Ладушки, ладушки
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
- Бражка сладенька,
Кашка вкусненька,
Ложка маленька
Бабушка добренька.
- Кашку поели
Бражку попили,
Чух-чух полетели,
На головку сели.
(ручки на голове)
Примерно с года ребенок уже хорошо владеет руками. Он может брать предметы, причем, делает это любой рукой, пальцами, ладошкой. С этого момента можно начинать играть в такие игры: вы показываете движения, а ребенок повторяет.
Раз, два, три, четыре, пять,
Пришли белки поиграть
(выставим пять пальцев)
Одна куда-то подевалась,
(спрятать руку за спину)
Четыре белочки осталось
(Выставить вперед четыре пальца).
А теперь скорей смотри –
Их осталось уже три
(Выставить вперед три пальца).
В пути можно играть в пальчиковые игры под музыку. В продаже есть музыкальные диски и кассеты, которые помогут сделать это весело и интересно: «Пальчиковые игры» от издательства «Два Жирафа», «Катенька и котенька», «10 мышек» Екатерины Железновой.